Высоцкий Владимир Семенович
(25.01.1938 - 25.07.1980).
Биография
Родился в Москве в семье служащих. Отец, Семен Владимирович,
участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна
(урожденная Серегина), родилась в Москве, по специальности
переводчик. Первые годы жизни Высоцкого прошли в Москве;
в начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется
на Урал, в город Бузулук Оренбургской области. Спустя
два года они вновь возвращаются в Москву. С 1947 по
1949 г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в Германии,
где служит его отец. В эти годы воспитанием Володи занимается
в основном Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова, вторая
жена его отца, под руководством которой он занимается
музыкой — берет уроки игры на фортепьяно у приходящего
в дом учителя-немца. По возвращении в Москву Высоцкий
продолжает жить в семье отца; весной 1955 г. переезжает
жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает
на механический факультет Московского инженерно-строительного
института, который вскоре оставляет, проучившись в нем
всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий
занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время
руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после
серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и
поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского.
В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов
и участников многочисленных "капустников";
он пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании
студии (1960) играет на столичной сцене: в театре им.
А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр "Современник".
С 1964 г. Высоцкий — актер Московского театра Драмы
и комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов.
С конца 1950-х гг. Высоцкий также активно работает в
кино, где им сыграно около 30 ролей. С середины 1960-х
гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как
актер, но и как автор песен. Начало своего творческого
пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б. Окуджавы:
"Меня поразило, насколько сильнее воздействие его
стихов на слушателей, когда он читает их под гитару,
и я стал пытаться делать это сам". Первой своей
песней Высоцкий считал "Татуировку" (1961),
которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого
начального периода (1961—1964) опиралось в основном
на традиции "блатного" фольклора и городского
романса и носило скорее характер пародии, вариации на
"блатные" темы. К середине 60-х гг. в творчестве
Высоцкого наметился кризис; его приход в только что
реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964)
во многом обусловил разрешение этого кризиса. Яркая
индивидуальность театра, его интеллектуальная направленность
привлекли к нему многих интересных писателей и поэтов,
актеров и ученых, композиторов. Написав первый раз музыку
к стихам А. Вознесенского для спектакля "Антимиры"
(1965), Высоцкий начинает работать для театра. Первой
песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле
("Десять дней, которые потрясли мир", 1965),
была песня белых офицеров "В куски разлетелася
корона". В этот период (1964—1968) происходит тематическое
и жанровое расширение творчества Высоцкий: отклики на
политические события ("китайский" цикл), на
события личной жизни ("Мой друг уедет в Магадан"),
зарисовки фельетонного характера ("Песня завистника",
"Перед выездом в загранку"). В это же время
появляются первые песни-сказки "О нечисти",
"Про джинна", "Про дикого вепря",
"О несчастных сказочных персонажах", антисказка
"Лукоморья больше нет". Интерес Высоцкого
к фантастике выразился в цикле "фантастических"
произведений: "В далеком созвездии Тау Кита",
"Песня космических негодяев", "Каждому
хочется малость погреться" (1966). Одновременно
с этим появляются первые "спортивные" песни:
"О сентиментальном боксере", "О конькобежце
на короткие дистанции". В эти годы по-новому начинает
звучать военная тема, которая в раннем творчестве была
переплетена с тюремной ("Штрафные батальоны",
1963) и впоследствии нередко обнаруживала свою с ней
связь ("Песня о госпитале", "Все ушли
на фронт", "Песня о звездах"; все — 1964).
В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке "Павшие
и живые" (поэтическая композиция по произведениям
поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого "Солдаты
группы "Центр"", а в 1966 г. в фильме
В. Турова "Я родом из детства" прозвучало
несколько песен Высоцкого, в том числе "Братские
могилы" в исполнении М. Бернеса. В этом же году
Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина "Вертикаль",
для которой пишет цикл "альпинистских" песен:
"К вершине", "Песня о друге", "Военная
песня". На первый план выдвигается лирическое начало.
К концу 1960-х гг. эта тенденция усиливается, чему в
значительной степени способствуют личные обстоятельства
жизни поэта (знакомство летом 1967 г. с будущей женой
— Мариной Влади, французской актрисой театра и кино
русского происхождения (настоящее имя — Марина Владимировна
Полякова-Байдарова). К концу 60-х гг. относятся первые
(в основном — нотные) публикации произведений Высоцкого.
В это же время в официальной прессе появляется ряд статей,
содержащих критику произведений Высоцкого, где им было
отказано не только в художественности, но и в "высокой
идейности, подлинной гражданственности". Поэтическим
откликом Высоцкого на эти события стала "Охота
на волков" (1968).
В эти годы Высоцкий пробует
работать и в других жанрах: повесть "Жизнь без
сна" (1968, название дано при первой публикации
в парижском журнале "Эхо"; в отечественном
самиздате распространялась под названием "Дельфины
и психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 г.,
заявка на киносценарий "Удивительная история очень
молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга"
(1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий "Как-то
все вышло..." (1969—1970). Но ни один из замыслов
Высоцкому реализовать не удалось. В 1970—1971 гг. он
работает над поэмой для детей "Вступительное слово
про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного"
в 2 частях для издательства "Детская литература",
которым она так и не была принята. В октябре 1970 г.
в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по
пьесе У. Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл
главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой
не только на его актерском, но и на поэтическом поприще,
оказав заметное влияние на все его последующее творчество.
Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы
жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой
связанности и ответственности, так или иначе окрашенные
"гамлетовской" темой: "Бег иноходца"
(1970), "Горизонт" (1971), "Кони привередливые"
(1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода
(1968—1973) занимает стихотворение "Мой Гамлет"
(1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения
и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского
монолога, позволяющего не только лучше понять искания
самого поэта, но еще и представить его видение образа
Гамлета. В жанровом отношении этот период творчества
поэта более однороден, чем предшествующий: наряду с
лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается
к жанру баллады. "Гамлетовским" содержанием
наполнен цикл баллад, написанный к фильму "Бегство
мистера Мак-Кинли" (1973): "Баллада о маленьком
человеке", "Баллада о манекенах", "Баллада
об уходе в рай", "Прерванный полет".
Впервые появляются произведения исповедальной ("Я
не люблю", 1969; "Маски", 1971; "Памятник",
1973; "Когда я отпою и отыграю", 1973) и любовной
лирики ("Мне каждый вечер зажигает свечи",
1968; "Маринка, слушай, милая Маринка", 1969;
"Нет рядом никого, как ни дыши", 1969; "Люблю
тебя сейчас", 1973). Одновременно с этим формируется
и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период
созданы наиболее значительные произведения о войне —
"Песня о Земле" (1969), "Он не вернулся
из боя" (1969), "Мы вращаем Землю" (1972).
В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает
свою первую зарубежную поездку, впечатления от которой
нашли отражение в цикле стихов "Из дорожного дневника".
Позднее первое стихотворение этого цикла "Ожидание
длилось, а проводы были недолги" опубликовано с
купюрами в альманахе "День поэзии. 1975".
Это была единственная прижизненная публикация стихов
Высоцкого в подобном издании. В эти годы Высоцкий часто
выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает
над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым
для фильма "Стрелы Робин Гуда" и драматургом
Э. Володарским для спектакля "Звезды для лейтенанта".
В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике
"Юманите" и на вечере советской поэзии в "Павийон
де Пари" с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава,
Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич).
В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много выступает
за рубежом: в Германии, Италии, США, Канаде. В 1979
г. Высоцкий — один из участников альманаха "Метрополь",
организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными
впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким
было представлено около 20 произведений, разнообразных
как в жанровом отношении, так и по времени их написания:
от самых ранних ("Ребята, напишите мне письмо...")
до более зрелых ("Банька по-белому", "На
смерть Шукшина", "Горизонт").
Наиболее зрелый этап творчества
поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого
этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной
личности до судьбы целого поколения и всего народа.
Для этого этапа наиболее характерны жанры философского
монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым
началом ("Две судьбы", "Притча о Правде
и Лжи"). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на
радио, многие из спектаклей с его участием записаны
на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден",
"Незнакомка" и "Маленькие трагедии".
Большой цикл написан им для музыкальной сказки "Алиса
в Стране чудес" (1977). В эти годы Высоцкий продолжает
работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над
прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием
("Венские каникулы", в соавторстве с Э. Володарским),
пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания
"авторского" кино.
25 июля 1980 г. в своей московской
квартире Высоцкий скончался от сердечного приступа.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Русские писатели 20 века. Библиографический словарь.
Т2. М.: Просвещение. 1998. С.326
|